Договор с режиссером постановщиком

Договор с режиссером постановщиком

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Режиссер постановщик — это уникальная в своем роде и востребованная профессия современного общества. Ни одна сфера жизнедеятельности не обходится без объектов творческой визуализации.

При этом, авторы зачастую сотрудничают, создавая произведения, которые пользуются популярностью и приносят огромный доход.

В статье рассмотрим все тонкости оформления договора с режиссером постановщиком.

Предмет и стороны договора

Профессия режиссера постановщика относится к ряду творческой деятельности. Суть работы заключается в руководстве над процессом создания уникального произведения — кинофильма, театрального спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и др.

Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания объекта искусства. Остальным занимается продюсер, руководитель театра и другие люди, ответственные за бюджет. При этом работа режиссера постановщика не ограничивается идеей создания.

В обязанности деятеля входит:

  • составление текста (речи);
  • создание декорации, дизайна интерьера;
  • подбор актеров, исполнителей, сценаристов, операторов и др.;
  • сочинение сюжета и действий;
  • преобразование идеи в конечный результат.

Работа представителя искусства достаточно разнообразна, вследствие чего предполагает высокой оплаты. При сотрудничестве с режиссером постановщиком требуется оформлять договор, в котором прописывается размер вознаграждения, общие требования к произведению, срок создания и другие исключительные особенности труда. По структуре соглашение должно включать в себя:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

  • техническое задание или авторский заказ;
  • условие отчуждения исключительного права или пользование произведением, сохраняя права за автором (с условием выплаты дивидендов);
  • сотрудничество (на основании официального трудоустройства).

Так как творческий порыв зачастую бывает необузданным, в договоре подробно описываются требования к итоговому произведению. Автор обязан совершить заказ в соответствии с условиями сделки.

Предмет договора — создание объекта интеллектуальной творческой деятельности. Сделка по договору с режиссером постановщиком подразумевает взаимовыгодные отношения, поэтому соглашение составляется на возмездной основе.

Сторонниками сделки могут быть как физические, так и юридические лица. Результатом должно стать некое совместное произведение.

Оформление

Договор с режиссером постановщиком оформляется по типу соглашения о подряде. При этом, существенным условием является отчуждение авторского права. Деятель искусства является собственником аудиовизуального произведения, которое включает в себя:

  • режиссерский сценарий;
  • постановочный проект;
  • экспликация произведения;
  • речевое озвучивание.

Производные режиссерской деятельности могут обладать совместным или общим авторским правом, например, в театральной постановке могут быть использованы чужие песни, что подразумевает собой сотрудничество с продюсерским центром. Таким образом, договор является многогранным и обладает рядом особенностей, которые необходимо соблюсти при оформлении сделки.

Правила составления договора с режиссером постановщиком:

  • составляется в двух экземплярах в присутствии ответственных сторон;
  • в произвольной форме стороны должны описать существенные условия совершения сделки (оплату и описание конечного произведения, нюансы рабочей деятельности);
  • заказчик должен компенсировать все расходы, которые потребуются для создания произведения;
  • договор не требуется заверять нотариально если оплата услуги не превышает в 10-кратном размере минимальную оплату труда;
  • договор должен состоять из трех частей (технического задания, условий оплаты труда и передачи права собственности).

Одним из главных условий договоренности является конфиденциальность. Идея и концепция произведения, если не сохраняются за режиссером постановщиком, являются коммерческой тайной. Право собственности, в данном случае, присваивается заказчику.

В договоре требуется прописать условия отчуждения произведения, а также фактический срок сдачи работы. На практике, исключительное право собственности сохраняется за автором даже в том случае, если работа создается по заказу.

В соглашении необходимо указать:

  • условия пользования объектом режиссерской деятельности;
  • возможность использования в коммерческих целях;
  • передача произведения третьим лицам;
  • срок использования.

В соответствии с договором, режиссеру постановщику ежемесячно перечисляются дивиденды за применение аудиовизуального объекта интеллектуальной деятельности.

Образец договора

Договор с режиссером постановщиком является самостоятельным документом, который обладает юридической силой и может привлекать сторон к административной ответственности. Чтобы не нарваться на мошенников, требуется внимательно ознакомиться с текстом.

Скачать образец типового договора с режиссером постановщиком по ссылке.

Содержание договора с режиссером постановщиком:

  • наименование документа, порядковый номер;
  • ФИО ответственных сторон, подробные реквизиты предприятия: название ООО, адрес лицевого счета в банке, ИНН, контактные данные, должностные лица (для юридических лиц);
  • предмет соглашения;
  • описание постановки;
  • требования;
  • оплата работы;
  • возможность заключения договора о привлечении третьих лиц для осуществления деятельности режиссера;
  • условия труда;
  • оплата;
  • срок сдачи произведения;
  • порядок использования произведения;
  • передача права собственности;
  • ответственность сторон;
  • компенсация в случае нарушений условий сделки;
  • подпись и другие существенные условия.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности сторон соглашения регламентируются статьей №1240 ГК РФ. Заказчик вправе использовать произведение только на основании договора об отчуждении исключительного права.

В соответствии с документом, автор обязуется предоставить законченный творческий материал в строго оговоренный срок. Второй стороне требуется оплатить заказ. Таким образом соглашение считается совершенным по всем требованиям.

Однако, в некоторых ситуациях стороны могут уклоняться от ответственности.

После создания аудиовизуального произведения, режиссер обладает неотчуждаемыми авторскими и личными правами, а именно:

  • сохранить за произведением название;
  • быть исключительным автором;
  • обнародовать произведение.

Права и обязанности заказчика по договору с режиссером постановщиком:

  • публиковать произведение, дублировать и сдавать в прокат;
  • ежемесячно выплачивать автору дивиденды в соответствии с соглашением.

Какие передаются права?

После создания аудиовизуального произведения, режиссер постановщик должен зарегистрировать за собой авторское право. Для правомерного использования произведения сторонам требуется составить договор, где режиссер дает согласие на дальнейшее использование объекта:

  • дублирование;
  • выпуск в тираж;
  • передача во временное пользование третьим лицам;
  • воспроизведение в любом виде, сохраняя функциональное назначение и т.д.

Договор с режиссером постановщиком обладает юридической силой. После подписания стороны обязаны соблюдать конфиденциальность коммерческой тайны. В случае неправомерного использования объекта интеллектуальной творческой деятельности, нарушитель привлекается к ответственности в судебном порядке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

—>

Договор авторского заказа с режиссером постановщиком спектакль

Права и обязанности сторон соглашения регламентируются статьей №1240 ГК РФ. Заказчик вправе использовать произведение только на основании договора об отчуждении исключительного права. В соответствии с документом, автор обязуется предоставить законченный творческий материал в строго оговоренный срок.

После создания аудиовизуального произведения, режиссер обладает неотчуждаемыми авторскими и личными правами, а именно:

  • сохранить за произведением название;
  • быть исключительным автором;
  • обнародовать произведение.

Права и обязанности заказчика по договору с режиссером постановщиком:

  • публиковать произведение, дублировать и сдавать в прокат;
  • ежемесячно выплачивать автору дивиденды в соответствии с соглашением.

После создания аудиовизуального произведения, режиссер постановщик должен зарегистрировать за собой авторское право. Для правомерного использования произведения сторонам требуется составить договор, где режиссер дает согласие на дальнейшее использование объекта:

  • дублирование;
  • выпуск в тираж;
  • передача во временное пользование третьим лицам;
  • воспроизведение в любом виде, сохраняя функциональное назначение и т.д.

Договор с режиссером постановщиком обладает юридической силой. После подписания стороны обязаны соблюдать конфиденциальность коммерческой тайны. В случае неправомерного использования объекта интеллектуальной творческой деятельности, нарушитель привлекается к ответственности в судебном порядке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

ТЕАТР несет ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных п. 2.1.1.Е настоящего договора.

Досрочное расторжение договора может иметь место по соглашению сторон либо по основаниям, предусмотренным действующим на территории РФ гражданским законодательством, с возмещением понесенных убытков. 7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ7.1. Договор заключен как у единственного исполнителя на основании Положения о закупке товаров, работ и услуг КГАУК «Барнаульский дом культуры».7.2.

Договор с режиссером постановщиком

Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу для сторон.7.3. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до момента исполнения сторонами своих обязанностей. 8.

Представить на согласование ТЕАТРУ не позднее, чем на _-ый рабочий день после заключения настоящего Договора, предложения по Составу (составам) исполнителей (распределению ролей), а после его согласования СТОРОНАМИ замены исполнителей производить только на основании дополнительных соглашений с ТЕАТРОМ. 3.2.9.

Верховный суд научил составлять договоры с авторами — новости Право.ру

В июле 2017-го кинокомпания «КиноПроГрупп» заключила договор с режиссером и сценаристом Светозаром Головлевым на создание игрового фильма. Работу оценили в 3,5 млн руб. Сумму должны были оплачивать частями в зависимости от завершенных этапов работы. Отдельно в договоре был обозначен процесс оказания услуг.

Первый, подготовительный, этап работы заключался в написании сценария – режиссер должен был завершить эту часть до 23 июля 2018 года. Головлев получил аванс, но не предусмотренные договором 800 000 руб., а сразу 2 млн руб. Продюсер рассчитывал, что это стимулирует режиссера работать быстрее. Но вышло по-другому. 

По словам Головлева, он участвовал в разработке литературного сценария фильма и отправил режиссерский сценарий заказчику, а тот не утвердил результат, из-за этого сроки были сорваны.

Версия продюсера в корне отличалась от режиссерской: литсценарий фильма тот получил изначально, без него не было бы одобрено финансирование картины.

Сценарист прописал диалоги, а вот режиссер не выполнил свою задачу – ни в срок, ни позже продюсер не получил режиссерский сценарий.

Читайте также:  Как уменьшить или списать долги по кредитам: 5 работающих способов

В этом сюжете

Кинокомпания направила режиссеру претензию и попросила вернуть аванс. Тот посчитал, что за работу, которую он выполнял в течение 464 дней, ему положено 950 000 руб. Часть работы он сделал, например, успел подготовить сценарий. Позже в ВС представитель Головлева указывал, что он подбирал часть актеров и оператора. 

Кинокомпания попыталась договориться на 300 000 руб., поскольку ни один из этапов работ, предусмотренных в договоре, не был завершен. В итоге стороны встретились в суде.

Там режиссер настаивал, что его договор с продюсером – смешанный. Это значит, что к нему применяются правила и о возмездном оказании услуг, и об авторском заказе. Платить ему должны в том числе за сроки работы.

Кинокомпания просила взыскать с Головлева все 2 млн руб. неосновательного обогащения и 35 000 руб. процентов за пользование чужими деньгами.

Компании пришлось экстренно привлекать нового режиссера, указали представители «КиноПроГрупп».

Первая инстанция не обнаружила доказательств того, что Головлев действительно направлял обществу сценарий. Там пришли к выводу, что у режиссера возникло неосновательное обогащение, и удовлетворили иск. Решение поддержали в апелляции и кассации. Но Верховный суд взглянул на проблему иначе (дело № А40-79825/2019). 

В определении по делу ВС подтвердил, что договор между сторонами – смешанный. При этом ВС обратил внимание, что режиссер сам отказался от исполнения договоренностей: стороны уведомили друг друга о расторжении до конца подготовительного периода.

На тот момент результат работы и не мог быть достигнут, указал ВС.

Стороны не согласовали промежуточные документы, которые будут подтверждать факт оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период, например, о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и другие. 

Поэтому отсутствие подписанных документов не доказывает, что услуги не были оказаны вообще.

ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции никак не исследовали вопрос о ценности услуг, которые успел оказать режиссер, хотя в постановочном проекте среди девяти актеров главных ролей значится актер, отобранный режиссером на кастинге.

ВС обратил внимание: договор не содержит условий об освобождении продюсера от выплаты режиссеру денег при досрочном прекращении соглашения. 

ВС отменил все акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение. 

Предупреждение для продюсеров

Это дело о том, как важно, чтобы договор для киношного проекта писал юрист с опытом в сфере кинематографа, говорит Наталья Гуляева, управляющий партнер, руководитель практики государственного регулирования, интеллектуальной собственности, медиа и технологий Федеральный рейтинг.

группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Транспортное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство
. Эта отрасль специфическая, поэтому обязанности сторон по соглашению и порядок их взаимодействия, включая результат работ/услуг и оплату, надо четко прописывать в документе, отмечает Гуляева. 

По ее словам, договор возмездного оказания услуг удобен тем, что его относительно легко расторгнуть, и популярен в киноиндустрии.

Одновременно такая бумага возлагает на заказчика обязанность оплатить фактически оказанные услуги при его расторжении.

Это позволяет взыскать деньги за любую деятельность, так или иначе имеющую полезный эффект, но не обязательно приносящую результат, ради которого продюсер нанимал режиссера или актера. 

В этом сюжете

  • ВС решал, можно ли одобрить сделку без подписи

«В этом деле процедура приемки не была согласована в принципе, и компания попросту не смогла подтвердить отсутствие результата деятельности режиссера, имеющего ценность для производства фильма. Тем выше ценность юристов с индустриальным опытом», – обращает внимание Гуляева.

Чтобы избежать аналогичных ситуаций, следует внимательнее подходить к подготовке и структурированию договора, особенно в той его части, которая касается расчетов, в том числе выплат на случай досрочного прекращения соглашения, говорит Роман Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Федеральный рейтинг.

группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии)
. В обсуждаемом документе имелись пункты, обязывающие продюсера выплатить режиссеру вознаграждение даже при отказе от договора.

Если бы большую часть такой суммы детализировали как плату за передачу исключительных прав на режиссерский сценарий, последствия могли бы быть иными – более позитивными для продюсера, менее – для режиссера, объясняет Лукьянов.

Андрей Трубицын, юрист Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 8место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 29место По выручке
, считает решение Верховного суда полезным для развития судебной практики по спорам, связанным с разработкой интеллектуальной собственности по смешанным договорам. Чтобы не оказываться в такой ситуации, стороны еще на этапе заключения договора должны определять тип соглашения. Если заказчик рассчитывает на конкретный результат и не готов оплачивать труд исполнителя вне привязки к результату, это необходимо отразить в документе и привязать оплату к получению результата, а не к работе режиссера над проектом, соглашается он.

1. Для сложных, многоэтапных договоров привлечь юристов и составить отдельную понятную инструкцию по исполнению соглашения. Там нужно пошагово указать сроки и действия исполнителей для всех «контрольных точек».

Например, когда, как и в какой форме вносить изменения в документ – самостоятельно или с привлечением юриста, принимать отдельные, в том числе промежуточные результаты работ/услуг по договору, писать возражения по срокам, качеству.

2.  В договорах, предполагающих выполнение со стороны режиссера комплекса  услуг/работ различной стоимости и потребительской ценности, надо указывать стоимость каждого отдельного этапа с подробным перечнем входящих в него услуг/работ или конкретных результатов, отдельно прописывать стоимость исключительных прав, например, соотношение стоимости этапа или услуг/работ.

  • 3. Подробно  расписывать порядок досрочного прекращения договорных отношений:
  • — Механизм расчета вознаграждения режиссера в случаях обоюдного решения сторон о прекращении дальнейшего сотрудничества, отказа продюсера от договора по вине режиссера, по обстоятельствам, не связанным с волей сторон. При этом документ может содержать указание о различной стоимости одних и тех же услуг в зависимости от степени исполнения договора в привязке к тому, какие именно промежуточные результаты будут иметь потребительскую ценность для продюсера;
  • — Сроки проведения взаиморасчетов и передачи материалов и иных результатов работ, сопроводительной документации и другое.
  • Ирина Жирадкова, партнер адвокатского бюро «НБ»

Вероятнее всего, определение Верховного суда станет триггером для кинокомпаний провести ревизию своих обычных договоров с творческим составом, в первую очередь с режиссерами, чтобы избежать аналогичных ситуаций, резюмирует Лукьянов. 

Возникает ли неосновательное обогащение у режиссера при отказе продюсера от договора о съемке фильма?

15 апреля Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 305-ЭС20-22942 по делу № А40-79825/2019 о взыскании неосновательного обогащения с режиссера игрового фильма в связи с расторжением с ним договора.

С режиссера взыскали плату за работу над фильмом, который не был закончен

В июле 2017 г. ООО «КиноПроГрупп» в качестве продюсера заключило с индивидуальным предпринимателем Светозаром Головлевым договор о постановке фильма сроком до конца декабря 2019 г.

По условиям договора ИП обязался оказать режиссерские услуги по созданию аудиовизуального произведения – игрового полнометражного фильма под рабочим названием «Зимняя поездка к деду» в соответствии с утвержденным продюсером литературным сценарием, автором которого являлась гражданка И.

, и передать обществу исключительные права на использование фильма и иных объектов интеллектуальных прав, созданных в результате оказания таких услуг. Вознаграждение режиссеру составляло 3,5 млн руб. и выплачивалось поэтапно.

При заключении договора режиссер и продюсер также утвердили календарно-постановочный план, являющийся приложением к соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на производство фильма. Согласно документу срок подготовительного периода был установлен с 1 сентября 2017 г.

по 24 декабря 2018 г., срок сдачи постановочного плана – 26 декабря 2018 г.

, далее были согласованы сроки для съемочного, монтажно-тонировочного периодов, сдачи в Министерство культуры первой копии фильма для просмотра и совершения иных действий, со сроком завершения производства – декабрь 2019 г.

При этом 20 марта 2018 г. продюсер издал приказ, который устанавливал новые сроки: запуск в подготовительный период – 2 апреля 2018 г., сдача режиссерского сценария – 23 июля 2018 г.

Впоследствии договор с режиссером был расторгнут в одностороннем порядке. После этого «КиноПроГрупп» обратилось в суд с иском о взыскании со Светозара Головлева 2 млн руб. в качестве неосновательного обогащения и 34 тыс. руб.

в виде процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением процентов по день фактической уплаты суммы неосновательного обогащения.

Читайте также:  Права матери при разводе на ребенка

В обоснование своих требований компания указала, что ответчик не представил режиссерский сценарий к установленной дате, что привело к изменению всех сроков производства фильма и принятию решения о расторжении договора.

Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск, признав правомерным односторонний отказ общества от исполнения договора, а договор – расторгнутым с 28 декабря 2018 г. Суд, опираясь на приказ от 20 марта 2018 г., пришел к выводу, что к указанному в нем сроку режиссерский сценарий продюсеру не был представлен, в связи с чем изменились последующие сроки производства фильма.

Суд отметил, что целью договора являлось создание игрового полнометражного фильма, в связи с чем только физические действия ответчика без получения их результата, оказание какой-либо единичной услуги без оказания остальных услуг и без передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности не имеют потребительской ценности для истца. Таким образом, был сделан вывод об отсутствии доказательств создания ответчиком режиссерского сценария и направления его продюсеру, оказания режиссерских услуг по договору на внесенную сумму аванса либо предоставления равноценного встречного обеспечения. Апелляция и кассация поддержали решение первой инстанции.

ВС разобрался в правовой природе спорного договора

В кассационной жалобе в Верховный Суд Светозар Головлев отмечал, что на момент заключения договора литературный сценарий не был утвержден продюсером, его разработку осуществлял сам режиссер с привлечением утвержденного продюсером соавтора.

Он также указал, что представлял судам доказательства, свидетельствующие о работе над фильмом: об осуществлении подбора актерского состава, о проведении фотопроб и видеопроб актеров, о выборе мест для проведения натурных съемок, об участии в формировании творческого состава съемочной группы и об оказании других услуг, которым не была дана оценка.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС заключила, что нижестоящие суды не проанализировали должным образом по правилам ст. 431 ГК РФ условия договора в их системной взаимосвязи и не исследовали в полной мере обстоятельства, связанные с основаниями возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.

Сам спорный договор, отметил Суд, является смешанным: к отношениям сторон в части раздела «Оказание режиссерских услуг» применяются нормы ГК РФ, регламентирующие отношения, вытекающие из договора возмездного оказания услуг, а к отношениям в части раздела «Исключительные права, авторские и иные права.

Ответственность сторон» – нормы этого же Кодекса, регулирующие права на результаты интеллектуальной деятельности.

Со ссылкой на п. 3.1 Постановления Конституционного Суда от 23 января 2007 г.

№ 1-П ВС напомнил, что, заключая договор возмездного оказания услуг, стороны, свободные в определении его существенных условий, вместе с тем не вправе изменять императивное требование закона о предмете данного договора.

В рассматриваемом случае стороны, признав договор смешанным, согласовали в нем условия о совершении режиссером определенных действий и об оказании режиссерских услуг, направленных на создание обусловленного договором РИД.

Как указал Верховный Суд, АС г. Москвы не учел, что в п. 2.2 спорного договора стороны отнесли к существенным условиям соблюдение режиссером календарно-постановочного плана, а по условиям п. 2.

9 договора продюсер обязался обеспечить проведение необходимых для постановки фильма действий и работ в объеме и сроки, предусмотренные постановочным проектом фильма. В силу п. 14.

2 договора дополнения, приложения к нему действительны и являются неотъемлемой его частью, когда они совершены в письменной форме, подписаны уполномоченными представителями обеих сторон и содержат прямую ссылку на договор. Однако изданный продюсером в одностороннем порядке приказ от 20 марта 2018 г. не соответствует п. 14.

2 спорного договора, поскольку не содержит ссылки на договор и подписи режиссера. Сведений об ознакомлении режиссера с этим приказом либо о внесении изменений в договор в части сроков в связи с изданием продюсером приказа, как и указаний на то, что этот документ является неотъемлемой частью договора, не имеется, заметил ВС.

«Суд первой инстанции не исследовал и не оценил обстоятельства существенного изменения сроков и установления даты сдачи режиссерского сценария в одностороннем порядке продюсером, тогда как исследование данных обстоятельств являлось юридически значимым, поскольку календарно-постановочным планом не был определен конкретный срок сдачи режиссерского сценария, а установленный данным планом срок окончания подготовительного периода на момент отказа продюсера от исполнения договора не наступил. При этом суд также не учел, что п. 1.1, 2.1 договора предусмотрено обязательство режиссера по разработке режиссерского сценария на основе утвержденного продюсером литературного сценария, созданного автором И.», – отмечено в определении.

Со ссылкой на электронную переписку сторон ВС отметил, что они неоднократно меняли сюжет фильма, места и объекты съемок, версию истории, изменили время года с зимы на лето и название фильма на «Поездка к деду», при этом в этой переписке автором сценария, сценаристом значился З.

«Обстоятельства исполнения продюсером обязанности по представлению режиссеру утвержденного литературного сценария, возможности разработки режиссерского сценария при ситуации доработки и переработки литературного сценария в ходе исполнения договора в отсутствие сведений о внесении изменений в предмет договора судом не исследовались, тогда как лишь сам факт заключения договора не свидетельствует о передаче утвержденного литературного сценария режиссеру», – подчеркнул Суд. Он добавил, что, таким образом, вывод о правомерном расторжении продюсером договора в одностороннем порядке в связи с неисполнением ответчиком обязанностей по договору ввиду очевидной невозможности представления режиссерского сценария и оказания режиссерских услуг в установленные сроки является преждевременным, противоречащим условиям договора.

ВС также заметил, что в спорном договоре не поясняется, какие конкретные действия следовало совершить режиссеру для получения первой суммы (800 тыс. руб.) из вознаграждения в 3,5 млн руб.

Договором также не предусматривалось авансирование оказываемых услуг, а вышеупомянутое вознаграждение подлежало выплате режиссеру за все оказываемые последним услуги с даты начала подготовительного периода до даты подписания акта о сдаче комплекта исходных материалов фильма, при этом стоимость передаваемых продюсеру исключительных прав из общей цены договора не выделялась.

Верховный Суд перечислил недочеты, допущенные нижестоящими инстанциями

АС г. Москвы, как пояснил ВС, не учел, что режиссер уведомлением от 16 октября 2018 г. выразил намерение отказаться от исполнения договора, стороны направили друг другу уведомления о расторжении договора спустя месяц – до окончания подготовительного периода, в связи с чем к этому моменту обусловленный договором результат не мог быть достигнут.

Подготовительный период в силу п.

3 договора включает в себя разработку режиссером режиссерского сценария, участие в формировании творческого состава съемочной группы, создание экспликации музыкального оформления фильма, определение изобразительной трактовки фильма, количественного состава исполнителей эпизодических ролей, участников массовых сцен, осуществление подбора актерского состава, фотопроб и видеопроб актеров, выбор мест для проведения натурных съемок, приемку эскизов по декорациям и костюмам и т.д. Из анализа же п. 2.1 и 3 договора следует, что перечень услуг ответчика предусматривает как деятельность, в результате которой непосредственно создается РИД, так и деятельность, связанную с административными функциями ответчика.

Верховный Суд также не согласился с выводом первой инстанции о том, что ответчик никак не доказал выполнение каких-либо работ или несение каких-либо затрат по договору, а также сдачу истцу результатов работ (услуг) в установленные договором сроки либо направление продюсеру соответствующих актов и документов для подписания. «Однако из условий договора не усматривается согласование сторонами оформления промежуточных документов, составления актов приемки-передачи в подтверждение оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период (о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и т.д.), поэтому отсутствие подписанных документов и актов не может служить самостоятельным основанием, опровергающим факт оказания услуг, и ограничивать ответчика в праве на подтверждение их оказания иными доказательствами», – заключил ВС.

Суд также указал, что представители истца в судебном заседании Судебной коллегии не отрицали факт оказания режиссером определенных услуг, в то же время ссылаясь на невозможность определения их стоимости ввиду того, что расторжение договора было вызвано очевидной невозможностью создания режиссерского сценария.

Кроме того, заметил ВС, АС г. Москвы признал договор расторгнутым с 28 декабря 2018 г.

, однако из материалов дела усматривается, что за три дня до этого истец сдал в Департамент кинематографии Минкультуры постановочный проект игрового фильма с названием «Поездка к деду», который содержит литературный и режиссерский сценарии, фото с утвержденным кастингом и с объектами натурных съемок, копии договоров с другими режиссером, авторами сценария и актерами главных ролей. Это, по мнению Суда, свидетельствует о параллельном ведении обществом работ по созданию фильма с таким же названием с другим режиссером задолго до расторжения договора со Светозаром Головлевым.

Ссылаясь на завершение подготовительного периода с участием иного режиссера, суд не исследовал вопрос о наличии потребительской ценности результата оказанных Головлевым услуг для исполнения другого договора, а также оставил без внимания тот факт, что в представленном в департамент кинематографии постановочном проекте среди актеров главных ролей значится актер, отобранный им при кастинге, что также указывает на преждевременность выводов суда о расторжении договора продюсером по вине режиссера, заключил ВС.

Читайте также:  Что делать если есть угроза физической расправы

Верховный Суд добавил, что нижестоящие инстанции не проанализировали и не сопоставили условия договора, регулирующие оказание режиссерских услуг и их оплату, в их системной взаимосвязи и совокупности с условиями о расчете денежного вознаграждения и о выплате денежных сумм, причитающихся режиссеру в случае досрочного прекращения действия договора.

Так, согласно п. 6.3 договора расчет вознаграждения, причитающегося режиссеру на момент, предшествующий досрочному, не зависящему от продюсера прекращению действия договора, производится исходя из фактически отработанных режиссером дней. В свою очередь, п. 13.

1 договора также предусмотрена денежная выплата режиссеру за период выполнения им обязательств в случае расторжения договора продюсером в одностороннем порядке вследствие неисполнения обязательств со стороны режиссера.

При этом договор не содержит условий об освобождении продюсера от обязательства по выплате причитающихся режиссеру денежных сумм при досрочном прекращении действия договора.

В связи с этим ВС отменил судебные акты нижестоящих инстанций и вернул дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Партнер юридической компании Law&Commerce Offer Виктория Соловьёва отметила, что договор о создании аудиовизуального произведения с режиссером-постановщиком обладает определенной спецификой, обусловленной самим характером его деятельности.

«Режиссер является центральной фигурой всего процесса производства фильма, он вовлечен во все этапы, включая не только такую творческую составляющую, как работа со сценарием, но и занимается административно-технологической реализацией поставленной задачи (подбор помещений для осуществления съемок, определение количества необходимых камер, подбор актеров и т.д.).

Поэтому позиция нижестоящих судов о применении к заключенному договору только норм ГК о договоре авторского заказа представляется необоснованной», – полагает она.

По словам эксперта, ввиду специфики деятельности режиссера договор о создании аудиовизуального произведения с ним является смешанным, что уже подтверждалось судебной практикой, – в нем содержатся элементы как договора возмездного оказания услуг, так и договора авторского заказа, где предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано режиссером-постановщиком исходя из ст. 1234 ГК РФ (Определение ВАС РФ от 18 апреля 2011 г. № ВАС-16839/10 по делу № А40-83388/09-110-482). «Учитывая, что суд первой инстанции, принимая решение, не оценил и не исследовал вопросы, связанные с оказанием режиссерских услуг, которые имеют ценность и при этом могут не иметь овеществленного результата, то, безусловно, дело требует нового рассмотрения, как верно указал ВС РФ», – подытожила Виктория Соловьёва.

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен обратил внимание на то, что Верховный Суд подробно разобрал ошибки нижестоящих судов, которые, по мнению эксперта, были несколько предвзяты к ответчику.

«В частности, суд первой инстанции счел, что совершение ответчиком каких-либо физических действий не свидетельствует о фактическом оказании услуг по договору.

А о чем же тогда, по мнению суда, свидетельствует совершение ответчиком таких действий? Суд кассационной инстанции вообще пришел к выводу, что доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, были полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и отклонены, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, являются позицией ответчика по спору, повторяют доводы, приводимые истцом при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Тем не менее довод о том, что “заключенный между сторонами договор является смешанным и в части раздела “Оказание режиссерских услуг” к правоотношениям сторон должны применяться нормы, регламентирующие отношения возмездного оказания услуг”, был прямо указан в кассационной жалобе ответчика и как раз-таки и должен был стать предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции», – отметил он.

По словам адвоката, рассматриваемое дело является закономерным результатом странной экономической модели существования финансируемого государством кинематографа, где деньги зарабатываются не на прокате фильма, а на его производстве за счет выделяемых государством бюджетных средств.

«Так, фильм, производство которого стало предметом обсуждаемого дела, все-таки вышел в феврале этого года в прокат под названием “На скорости” и собрал при бюджете в 60 млн руб. (из них 30 млн – государственных денег) провальную “кассу” в 377 тыс. (!) руб.

Глядя на это фиаско, нельзя не прийти к выводу о том, что продюсеру, возможно, стоило бы все же продолжить сотрудничество с режиссером-ответчиком – хуже точно не было бы», – полагает Матвей Цзен.

Права режиссёра-постановщика. Юридические тонкости | Театр To Go

Почти два года в России действуют новые нормы, регулирующие права режиссёров-постановщиков театров.

И хоть режиссёры не уравнены правами с авторами, права исполнителей и смежные права теперь действуют более эффективно, защищая интересы постановщика в большей мере, чем то может показаться на первый взгляд. О правах режиссера рассказывает юрист в области культуры и искусства Валерия Маламура.

Любому режиссёру, впрочем, как и театру, приглашающему к себе специалиста, или же заключающего договор с штатным сотрудником, стоит помнить о ряде нововведений. Главенствующим из которых стоит определить неприкосновенности постановки.

За режиссёром-постановщиком закреплено право на неприкосновенности постановки при публичном исполнении.

Для обеспечения нормального функционирования театра и реализации режиссёром этого права на практике стоит вносить в текст договора следующие пункты:– указание на то, что именно и при каких условиях может быть осуществлено без согласования с правообладателем;– порядок согласования изменения постановки;

– что именно не может быть сделано театром ни при каких условиях.

Таким образом можно прописать условия ввода нового актёра и его характеристики, необходимо ли при этом присутствие режиссёра-постановщика, участвует ли режиссёр в выездном показе спектакля или присутствует ли на показе постановки в рамках фестиваля.

У административного руководства театра могут возникнуть опасения насчёт неприкосновенности постановки: не будет ли режиссёр ставить ультиматум театру, если например, по техническим причинам (смена сцены, замена сценического оборудования и прочее) декорации немного сдвинут, актёры заменят слова или просто сыграют спектакль не по указанному хронометражу. Чтобы избежать подобной ситуации достаточно подробно расписать основные технические условия для показа спектакля как на стационарной площадке, так и на выездной.

Закон же на эту тему говорит просто: должна сохраняться узнаваемость спектакля. Поэтому в договоре можно прямо прописать, что изменения, осуществляемые театром в рамках художественной разумности и возможностей театра при сохранении узнаваемости постановки спектакля не должны считаться нарушением постановки.

Прописав в договоре чётко все интересующие пункты, можно аккуратно ограничить требования режиссёра в пределах разумности и обезопасить на случай чрезвычайных ситуаций, предоставив им возможность производить некоторые экстренные изменения, опять же, при сохранении художественного замысла и сохранении узнаваемости постановки зрителем.

В рамках договора театр должен получить от режиссёра-постановщика разрешение на публичное исполнение постановки. В документе указываются условия, на которых это право предоставляется: возмездно или безвозмездно, при присутствии режиссёра-постановщика или в его отсутствие и т.п.

Что касается возмездного показа, то стороны в таком случает могут договориться о выплате гонорара или поспектакльных выплатах, возможны также сочетания различных форм выплат. Размер и порядок выплат должен быть отражён в договоре. Любые изменения, уменьшения или новые требования закрепляются обеими сторонами в дополнительном соглашении.

Показ спектакля на сцене театра, несомненно должен осуществляться с разрешения режиссёра-постановщика, однако не стоит думать, что такое разрешение надо спрашивать перед каждым показом, достаточно получить его по договору единожды на все последующие показы.

Кроме того, в договоре стоит отразить, что режиссёр-постановщик даёт согласие на показ спектакля на выездных площадках, а также не выступает против создания видео-версии постановки и её трансляции как в интернете в режиме офф-лайн, так и в режиме он-лайн в сети и кинотеатрах.

Стоит помнить, что любое условие, любой важный факт, который кажется существенным театру и режиссёру, стоит прописывать в договоре обязательно.

Уже давно не является странным вариант договора в двадцать и более листов – это не пустая трата времени, это качественно составленный документ, предусматривающий подробное указание прав и обязанностей каждой из сторон. Иногда это позволяет избежать суда и штрафных санкций.

Более того, театру и режиссёру стоит помнить и о том, что после подписания акта с формулировкой «стороны не имеют претензий к срокам и качеству выполненной работы» ни одно исковое заявление, связанное с качеством постановки не будет удовлетворено в суде ни в какой инстанции.

Также стоит помнить о том, что неимущественное право режиссёра-постановщика действует бессрочно, а вот право на публичное исполнение – пожизненно, но не менее 50 лет, то есть может достаться наследникам.

50-летний срок начинает отсчитываться с 1 января года, следующего за годом первого публичного исполнения спектакля.

Следовательно, если премьера состоялась 27 марта 2019 года, то срок отсчитывается с 1 января 2020 года.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *