Несанкционированные свалки мусора: куда жаловаться?

В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.

Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:

  • размер – от 50 кв. м.;
  • объем – от 30 куб. м.

При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.

Нормативное регулирование

На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:

  • Конституция. Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
  • Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
  • Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.

Жалоба при обнаружении незаконной свалки

На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:

  • местная администрация;
  • Росприроднадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • департамент ЖКХ;
  • жилищно-коммунальная инспекция;
  • отделы экологического контроля;
  • прокуратура или полиция.

Некоторые органы могут проявлять безучастность к возникшей экологической проблеме, поэтому при отсутствии ответа или действия необходимо обращаться на вышестоящие уровни.

Администрация муниципального образования

Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:

  • координаты места скопления отходов;
  • подтверждающие фотографии;
  • адресат обращения (орган, должностное лицо);
  • автор с контактными данными для ответа.

Пример заявления в администрацию.

Росприроднадзор

Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:

  • письменная;
  • электронная (на сайте https://rpn.gov.ru/).

Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:

  • местоположение (координаты или схема);
  • фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
  • описание проблемы;
  • адресаты обращения;
  • контакты заявителя;
  • дата, подпись (при письменном обращении).

Полномочия Росприроднадзора позволяют проводить проверку предприятий, если источник загрязнения находится на их территории. Все случаи незаконного выброса мусора находятся в ведении сотрудников Росприроднадзора.

Пример заявления в Росприроднадзор.

Отделы экологического контроля

На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.

С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:

  • несанкционированный полигон;
  • нарушения порядка работы с отходами;
  • неприятный запах от мусора;
  • другие нарушения.

Форма обращения настроена на заполнение наиболее полных данных по обращению.

Роспотребнадзор

Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором.

Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней.

Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.

Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.

Пример заявления в Роспотребнадзор.

Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства

При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.

Департаменты ЖКХ в некоторых городах имеют специальные электронные формы для приема обращений граждан: в Москве, например. Кроме этого, заявления принимаются в бумажном виде.

Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.

Прокуратура или полиция

В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию.

Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены.

Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.

Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.

Штрафы за несанкционированную свалку

Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:

  • от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
  • 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
  • 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
  • от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.

Ответственность за несанкционированную свалку несет владелец территории, а также лица, выбрасывающие мусор в данном месте.

Ответственные за ликвидацию

Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы.

До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории.

На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.

С 2019 года ответственность за уборку территории и вывоз мусора ложится на региональных операторов – компании, оказывающие услуги по обращению с отходами на определенной территории. Например, Московская область разделена на 7 кластеров, в каждом из которых действует свой региональный оператор.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Саха (Якутия)

С 1 января 2019 года в России начала работать новая схема обращения с твердыми коммунальными отходами. По замыслу авторов реформы, она должна коренным образом изменить всю систему вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов.

Кто же теперь и за что отвечает? Куда пожаловаться, если мусор не вывозят? Кто теперь устанавливает новые тарифы на ТКО для жителей? Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь, а только прописан?

Об этом интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и экологии прокуратуры Республики Саха (Якутия) Тимуром Даниловым.

Тимур Романович, здравствуйте! Что понимается под твердымм коммунальными отходами?

Твердые коммунальные отходы или сокращенно ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Федеральный классификационный каталог отходов, утверждённый приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).

Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.

Обязаны ли граждане заключать договор на вывоз мусора?

Такой договор должны заключать собственники частных жилых домов, нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов), управляющие компании, ТСЖ, собственники помещений и квартир в МКД. Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий (постановление Правительства РФ от 06.05.

2011 N354), то есть если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.

А надо ли платить, если нет мусора?

Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Упаковка и тара от продуктов, хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор не могут бесследно исчезнуть. Значит, отходы либо сжигаются, либо закапываются на участке, либо пополняют несанкционированные свалки, нанося огромный ущерб окружающей среде.

Чаще всего такая ситуация возникает у жителей частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями.

Читайте также:  Доверенность на продажу квартиры: образец, сколько стоит, срок действия, риски покупателя, какие документы нужны

Однако теперь в силу положений части 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.

Плату за оказанные и не оплаченные услуги региональный оператор взыскивает в досудебном и судебном порядке.

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

К региональному оператору по обращению с ТКО. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках). К управляющей компании, органу местного самоуправления — направляются претензии по содержанию и чистоте мест (площадок) накопления ТКО.

Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?

На нарушения закона, связанные с экологией и охраной окружающей среды — в территориальный орган Росприроднадзора. На нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил — в территориальный орган Роспотребнадзора. На нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО — в Министерство ЖКХиЭ РС (Я).

Кроме того, поскольку при предоставлении указанной коммунальной услуги затрагиваются жилищные права граждан – в УГЖСН РС (Я). В случае несогласия с величиной тарифа на услуги регионального оператора – в Государственный комитет по ценовой политике РС (Я).

В случае несогласия с результатами рассмотрения обращений вышеуказанными ведомствами — районному (городскому) прокурору, затем в прокуратуру республики.

Если в квартире (жилом доме) зарегистрировано и проживает 2 человека, а плату начисляют за 3, что делать?

Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться к региональному оператору. Для корректировки необходимо предоставить подтверждающие документы. В данному случае — справку о составе семьи, выписку из домой книги или домовую книгу.

Какую ответственность несут люди, создающие несанкционированные свалки мусора? В каком порядке они должны ликвидироваться? Или, например, общественники собирают мусор возле дачных участков в лесу, а этот мусор не вывозится. Куда обращаться, кто должен за этим следить?

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.

За уборку незаконных свалок, в т.ч. в дачных и лесных зонах отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя.

В случае обнаружения таких фактов нужно обращаться в орган местного самоуправления, а также подать обращение в органы Росприроднадзора. Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, по возможности, приложить фотографии. Это можно сделать и электронно.

За период 2019-2020 гг. по мерам прокуроров ликвидировано 98 несанкционированных свалок на общей площади около 4 га.

Как узнать — правомерно ли УК установила тариф и производит начисление? Куда обращаться?

Тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия) утверждены постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.12.2019 № 217.

В силу положений статьи 155 Жилищного кодекса РФ организация, которой вносится плата за коммунальные услуги, вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов (управляющих компаний).

Таким образом, региональный оператор по обращению с ТКО, вправе принимать плату за эту коммунальную услугу в пределах установленных тарифов от собственников жилых помещений, как самостоятельно, так и через платежных агентов, к примеру УК, с которыми заключен соответствующий агентский договор. При этом, управляющая компания не вправе изменять утвержденный тариф.

В случае несогласия с размером утвержденных тарифов граждане могут обратиться в Государственный комитет по ценовой политике РС (Я). Органами прокуратуры республики на постоянной основе дается оценка законности установления тарифов.

К примеру, по результатам проведенной прокуратурой республики в 2019 году проверки установлено, что Госкомцен РС (Я) в нарушение законодательства о ценообразовании, среднегодовая плотность ТКО при расчете тарифов необоснованно взята равной 200 кг/м3, что противоречит территориальной схеме обращения с отходами.

Масса отходов, учтенная при расчете необходимой валовой выручки региональных операторов, взята из данных территориальной схемы на 2021 год, что привело к завышению массы отходов свыше чем на 20 тыс. тонн.

В связи с чем, прокуратурой республики Председателю Правительства РС (Я) внесено представление, во исполнение которого тарифная база приведена в соответствие с законодательством.

На местном уровне также дается правовая оценка. Так, прокуратурой Олекминского района выявлен факт неправомерного в нарушение ст. 154 Жилищного кодекса РФ сбора управляющей компанией денежных средств за вывоз мусора, при одновременном взимании платы регоператором. В результате двойного сбора пострадали 1300 граждан, проживающих в многоквартирных домах г. Олекминска, на общую сумму 430 тыс.

руб. Прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого директор управляющей компании привлечен к административной ответственности. По представлению прокуратур, внесённому директору управляющей компании, произведен перерасчет гражданам на вышеуказанную сумму путем возвращения уплаченных средств на лицевые счета.

Что с раздельным сбором? На какой стадии внедрение? Уже есть такая обязанность или нет?

12.11.2016 постановлением Правительства РФ № 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Пунктом 19 данных Правил предусмотрено, что потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Вопрос за регоператорами.

ГУП «ЖКХ РС (Я)» в качестве регионального оператора начало внедрять раздельный сбор в арктических районах. В Аллаиховском, Булунском районах установлены контейнеры для раздельного сбора стекла и пластика.

Несанкционированная свалка мусора, куда обращаться онлайн?

Одна из проблем, с которой сталкиваются жители населенных пунктов, – стихийные кучи мусора. Близлежащие дома задыхаются от вони, они сталкиваются с другими серьезными проблемами.

Ликвидация несанкционированных свалок выполняется региональными операторами, но возникает спор, кто за это заплатит. И пока коммунальные хозяйства, оператор, муниципальная власть ведут спор, нередко в суде, жители продолжают страдать.

Сейчас можно ускорить решение проблемы, обратившись с жалобой к региональному экологическому оператору.

Что такое несанкционированная свалка?

У несанкционированной свалки есть четкие параметры.

Просто несколько небольших куч мусора – это не стихийная свалка. По
закону она имеет четкие параметры, а именно:

  1. Площадь
    – не менее 50 м2;
  2. Объем
    – не менее 30 м3;
  3. Мусор
    находится не в мусорных баках, контейнерах или специально предназначенных и
    установленных урнах.

Если отходы находятся не в специальных местах, их площадь и объемы
превышают указанные показатели, – это незаконная свалка мусора. Кроме того,
считается административным нарушением создавать накопления твердых коммунальных
отходов в следующих местах:

  1. На
    автомобильных, железнодорожных, морских сообщениях;
  2. В
    лесу, посадках, заповедниках.

Также запрещается размещать крупногабаритный (КГО) и строительный мусор в контейнеры.

На каком основании направляется жалоба на стихийную свалку?

Обнаружив стихийную свалку, потребителю необходимо направить жалобу.

Действия гражданина регулируются следующим нормативно-правовыми актами (законами):

Инстанции, куда обращаться по поводу несанкционированной свалки
мусора, зависят от того, где она расположена. Если территория принадлежит
многоквартирному дому – в управляющую компанию (УК, ТСЖ, ЖК), если населенному
пункту – в муниципалитет.

Именно эти организации заключает договор с региональным оператором, несут ответственность за несанкционированную свалку мусора на контролируемой ими территории.

Кроме того, муниципалитет утверждает схему расположения мусорных контейнеров, полигонов ТБО, перерабатывающих заводов.

Но, чтобы ускорить реагирование на жалобу, рекомендуется ее направить отдельно Российскому экологическому оператору (РЭО).

Как пожаловаться в РЭО на незаконную свалку?

Официальный сайт РЭО-радара — https://radar.reo.ru

Эта организация начала действовать со второго квартала 2019 года. Основная цель публично-правовой компании (ППК) РЭО – регулирование обращение твердых коммунальных отходов (ТКО) и другого мусора в России. В частности, она выполняет контролирующую функцию над деятельностью региональных органов власти и операторов в указанной сфере.

Граждане, которые выявили нарушение, имеют возможность направить жалобу в этот орган, чтобы призвать нарушителей к ответственности, устранить недостаток. Про нарушения экологического законодательства предусмотрены не одна статья КОАП о несанкционированной свалке мусора. В основном это 8.1, , 8.5 и некоторые другие.

Штраф за несанкционированную свалку мусора предусмотрен в размере до 250 т.р. для юридических лиц. Для справки!

Чтобы направить жалобу в ППК РЭО, необязательно посылать заказное письмо. Необходимо зайти на официальный сайт компании. Рядом с разделом «Новости» находится «РЭО радар», нужно нажать на него и перейти в раздел, через который можно направить сообщение о нарушении.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 1.

С левой стороны расположена кнопка «сообщить о нарушении». Пока
пользователь по ней не перешел, он может ознакомиться на текущей странице с
нехитрым алгоритмом действий. На сайте обещают, что проблема будет устранена в
тридцатидневный срок.

Тут же можно ознакомиться с ответами на наиболее распространенные
вопросы, а именно:

  1. Как
    оставить обращение?
  2. Как
    зарегистрироваться на портале?
  3. Какова
    процедура решения проблемы?
  4. Что
    делать, если мою проблему не решили, но ложно сообщили об обратном?
  5. Как
    долго можно оценить решение проблемы?
Читайте также:  Расторжение туристического договора

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 2.

При нажатии кнопки «отправить сообщение» пользователь попадает на
страницу, где ему предлагается выбрать одну из проблем, которая произошла с
ним. Список следующий:

Если ничего из указанного не подходит, пользователь выбирает другое.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 3.

Для рассматриваемого случая ему нужно выбрать первый пункт «стихийная свалка». При нажатии на него пользователю раскрывается абзац, в котором разъясняется, что это такое. Далее ему предлагается выбрать причину.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 4.

Нажимая на кнопку, заявитель попадает на страницу, в которой необходимо заполнить форму, указав:

  • точный адрес;
  • описание проблемы;
  • электронную почту;
  • пароль для регистрации.

Если есть фото, его можно загрузить в специальную форму. Это рекомендуется делать, чтобы дать наглядное представление о нарушении, ускорить реагирование.

Онлайн-жалоба в РЭО — шаг 5.

  • Если всё заполнено верно, появится оповещение о том, что обращение успешно зарегистрировано в системе РЭО-радар.

Обращение зарегистрировано в системе и отправлено на модерацию.

После этого остается ждать ответ, который придет на указанную электронную почту, и решения проблемы. Отслеживать статус обращения можно также и в личном кабинете.

Личный кабинет РЭО-радар.

Заключение

Есть и другие инстанции, куда пожаловаться на несанкционированную
свалку. Но на данный момент обращение в ППК РЭО наиболее эффективный и простой,
не требует каких-либо финансовых и временных затрат. Направить сообщение можно
в течение нескольких минут со смартфона.

Кто вправе подать иск о ликвидации несанкционированной свалки?

Кто вправе подать иск о ликвидации несанкционированной свалки

Иск о ликвидации свалки — это частный случай иска о возмещении вреда окружающей среде. Ликвидировать свалку — значит восстановить то состояние, в котором окружающая среда была причинения до причинения вреда.

Согласно положениям п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49, возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды).

Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

Согласно положениям ч.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 53 АПК РФ, обращение в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц вправе осуществить: государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов, а также организации и граждане.

Постановление Пленума ВС от 30.11.2017 №49 п.3.

предусматривает возможность обращаться с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, уполномоченным органам государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурору, гражданам, общественным объединениям и НКО, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, а также органам местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Список лиц, которые вправе подать такой иск:

  1. Прокурор, руководствуясь п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. В ряде субъектов РФ созданы даже специализированные природоохранные прокуратуры, которые в том числе вправе инициировать соответствующие судебные разбирательства; узнать информацию о нужном регионе и адресе специализированной прокуратуры в своем городе можно на сайте https://genproc.gov.ru/structure/specific/
  2. уполномоченные органы государственной власти РФ, на основании ст. 5 Закона об охране окружающей среды. Например, такое полномочие есть у Федерального агентства лесного хозяйства, которое вправе предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного лесам на основании пп. 6.12 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства или Федеральное агентство по рыболовству, вправе предъявлять иски о причинении вреда водным биологическим ресурсам;
  3. уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, на основании ст. 6 Закона об охране окружающей среды. Например, это может быть министерство природных ресурсов и экологии субъекта РФ;
  4. государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, на основании п. 1 ст. 66 Закона об охране окружающей среды;
  5. общественные объединения и некоммерческие организации в области охраны окружающей среды смогут предъявить такой иск на основании п. 1 ст. 12 Закона об охране окружающей среды;
  6. граждане РФ, руководствуясь п. 2 ст. 11 Закона об охране окружающей среды и правом на благоприятную окружающую среду в соответствие со ст.58 Конституции РФ;
  7. органы местного самоуправления с учетом того, что они отвечают за благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на своих территориях, на основании ст. 3 Закона об охране окружающей среды;
  8. собственник или иной владелец имущества (например, земельного участка или здания), чьи права нарушаются незаконным размещением отходов. Так, собственник может предъявить негаторный иск — иск об устранении нарушения прав, не связанных с лишением владения, на основании ст. ст. 304, 305 ГК РФ, п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 153. В таком случае, суд может возложить на нарушителя обязанность совершить определенные действия (например, вывезти мусор), а также воздержаться от действий (например, прекратить размещать отходы производства на земельном участке). При неисполнении ответчиком обязанности совершить действия на основании решения суда истец вправе совершить их самостоятельно, предварительно или впоследствии взыскав с ответчика денежные средства по правилам об изменении способа и порядка исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ) или по правилам части 3 статьи 174 АПК РФ, если им заявлялось требование о взыскании денежных средств в случае неисполнения судебного акта об обязании совершить действие в определенный срок.

Таким образом, можно обратиться с иском об устранении нарушений права собственности на земельный участок путем обязания прекратить размещать отходы производства на этом участке, а также вывезти мусор с участка в конкретный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Если мусор не будет вывезен в этот срок, истец может просить суд взыскать с ответчика денежную сумму в рублях, которая должна соответствовать стоимости работ по вывозу мусора.

В силу положений статей 12 и 304 ГК РФ суд может обязать ответчика не только воздерживаться от совершения каких-либо действий, но и совершить какие-либо действия, если это необходимо для устранения нарушения права истца.

Согласно части 3 статьи 174 АПК РФ арбитражный суд может указать в решении, что истец вправе осуществить соответствующие действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.

Напомню, что ст.3 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает ответственность на органы государственной власти РФ, органы субъектов РФ, органы местного самоуправления возлагается за ненадлежащее обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить?

Существующая система обращения с отходами угрожает безопасности жизнедеятельности населения, но пока реформа не меняет ее, а лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр.

По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории.

По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В 2018 г. мусорная проблема обострилась. Граждане выступили с массовыми протестами и митингами сразу в нескольких регионах страны. Газета «Коммерсантъ» провела исследование и опубликовала «мусорный атлас», в котором представлены экологические конфликты в России из-за неправильного обращения с отходами.

По результатам этого исследования обнаружилось, что в основном жители регионов жалуются на неприятный запах, постоянное превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосфере и выражают справедливое нежелание жить по соседству с мусорными свалками. По данным РБК, 3 февраля 2019 г. протесты против мусорных свалок состоялись в 25–30 регионах России.

Предполагается, что мусорная реформа должна решить эту проблему.

Читайте также:  График приема судебных приставов в москве

Советская система обращения с мусором считалась одной из самых эффективных. Существовали пункты приема металлолома, макулатуры, стеклотары и др. К тому же в то время отходов было меньше, так как продуктов массового потребления объективно было меньше. Да и состав отходов был другим, в том числе тара из пластика не была столь распространена.

После распада СССР настала эпоха массового потребления, повлекшая стремительный рост количества отходов. Распространение получил пластик. Сбором вторсырья занимались уже реже. Строящееся государство было занято решением экономических проблем, а вопросами сбора и утилизации мусора на высоком уровне не занимались. Так стали появляться стихийные мусорные свалки, которые гнили и горели.

До 2011 г. сбором и захоронением отходов занимались компании, получившие специальные лицензии. Затем лицензии отменили.

Функции по обращению с мусором перешли к мелким предпринимателям, которые для видимости имели договоры с лицензированными полигонами, а фактически вывозили мусор на несанкционированные свалки.

Рост числа таких свалок, в том числе вблизи населенных пунктов, и спровоцировал людей в 2018–2019 гг. на протесты.

  • Реформа стартовала с 1 января 2019 г.
  • Цели реформы сводятся к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.
  • Предполагается, что цели реформы будут достигнуты посредством (1) передачи всей цепочки обращения с мусором – от сбора до утилизации – под контроль региональных операторов, статус которых определяется по итогам конкурсного отбора, (2) жесткого контроля за сдачей отходов компаниями, (3) раздельного сбора мусора, (4) строительства мусоросортировочных станций и заводов по утилизации отходов, (5) ликвидации старых свалок.

Кроме того, реформа призвана избавить страну от «мусорной мафии» и несанкционированных свалок в лесах и оврагах. Планируется, что мусорные полигоны превратятся в современные высокотехнологичные комплексы. Стихийные мусорные свалки рядом с жилыми районами будут ликвидированы, земли будут восстановлены, и на месте бывших свалок будет создаваться городская инфраструктура.

Платить будут все: и жители многоквартирных домов, и дачники, и организации.

Если у гражданина имеется в собственности несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только по тому, где он проживает.

Стоимость услуги составит 120–130 рублей в месяц с человека. И повлиять на эту стоимость или отказаться от оплаты нельзя.

Также нельзя отказаться от заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором. Согласно статье 6.21 КоАП Московской области отсутствие у собственника такого договора карается штрафом в размере 5 тысяч рублей для граждан, 50 тысяч – для должностных лиц и 300 тысяч – для юрлиц.

Важно. Ранее услуга по сбору твердых бытовых отходов была включена в общедомовые нужды. Сейчас она будет исключена из состава жилищных услуг, и населению не придется платить дважды. Плата за эту услугу начнет взиматься отдельно, как за воду и электричество.

Если в квитанции строка «Содержание жилья» не изменилась, то необходимо направить в управляющую организацию претензию об исключении платежа и о перерасчете начислений. В случае если в течение трех дней управляющая организация не отреагировала на претензию и не произвела перерасчет, необходимо обратиться в Госжилинспекцию, которая произведет перерасчет и начислит компенсацию.

Тарифы оплаты услуги по обращению с коммунальными отходами устанавливают регионы: они имеют право взимать плату как с квадратного метра, так и с проживающего в квартире человека. Большинство регионов рассчитывают тарифы исходя из количества прописанных в квартире, методику взимания платы с квадратного метра используют реже.

Тариф можно оспорить посредством обращения в прокуратуру, антимонопольный орган и суд.

В отдельных случаях собственник вправе рассчитывать на перерасчет, например если он находился в отъезде.

Для этого региональному оператору направляется справка с места пребывания и заявление с просьбой о перерасчете стоимости за период отсутствия по месту регистрации. В квитанции следующего месяца будет указана сумма с учетом вычета.

Однако при начислении платы за обращение с коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения перерасчет сделать нельзя. Законодательством такой порядок не установлен.

Для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы в виде компенсации на оплату жилищных и коммунальных услуг. К ним относятся:

  • инвалиды I, II и III групп;
  • инвалиды и участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших;
  • участники боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», и члены их семей;
  • семьи с детьми-инвалидами;
  • лица, пострадавшие от политических репрессий;
  • многодетные семьи (им предоставляется компенсация в размере 30%).

Региональная власть может вводить свои субсидии на оплату за обращение с отходами для определенных категорий граждан. Так, например, в Московской области люди старше 80 лет освобождены от платы за уборку мусора, неработающим пенсионерам до 70 лет предоставляется скидка по тарифам в размере 30%, а от 70 до 80 лет – 70%.

В новогодние праздники мусорные контейнеры во многих регионах страны оказались переполненными, а в некоторых регионах остаются таковыми и по сей день.

Обязанность вывозить мусор возложена на регионального оператора. Значит, если контейнер переполнен, жалобу необходимо направить именно ему.

Количество и место размещения контейнерных площадок определяет муниципалитет. Потому туда надо жаловаться в случае дефицита контейнерных площадок или несогласия со схемой их размещения.

Обеспечение надлежащего состояния общедомового имущества и придомовой территории является сферой ответственности управляющей компании. В случае ненадлежащего состояния контейнерной площадки следует обращаться в Госжилинспекцию с жалобой на бездействие управляющей компании.

Можно говорить о том, что в сложившейся ситуации с переполненными контейнерами виноваты все и никто. И все-таки вывозить мусор обязан региональный оператор, который выиграл конкурс и обязался в срок убирать мусорные кучи у подъездов.

Во время новогодних праздников Минприроды заявило, что «сложности с вывозом мусора в период длинных праздников точечно есть в разных регионах. Это было всегда. И связывать с реформой возникшие проблемы не совсем корректно. Мусорный коллапс обусловлен повышенной нагрузкой на службы, которые занимаются вывозом и утилизацией мусора».

Однако праздники прошли, а мусор остался. Возможно, это связано с тем, что мусорные полигоны закрываются, а новых заводов по утилизации и переработке отходов по-прежнему нет. Выходит, операторам некуда вывозить мусор. Они везут его на другие, отдаленно расположенные полигоны. Но это требует дополнительного времени и затрат. А потому операторы просто не справляются.

Реформу начали с уничтожения конкуренции на рынке вывоза мусора в пользу специальных операторов. В первую очередь было решено ликвидировать старые свалки и лишь затем строить заводы по переработке отходов. Однако непонятно, как это должно работать, ведь если закрывать свалки (а они уже закрываются), то куда вывозить мусор?

В большинстве регионов инфраструктуры для реализации реформы нет. И речь идет даже не о строительстве современных предприятий по переработке отходов, а об установке контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, население не привыкло сортировать отходы. Это требует дополнительных усилий, ведь для разделения мусора человек вместо одного ведра должен иметь пять – для стекла, пластика, металла, бумаги и пищевых продуктов. К тому же содержание этих ведер должно высвобождаться в соответствующие уличные контейнеры, которые не всегда легко найти в своем дворе, районе или даже округе.

Несмотря на то что по новому закону за обращение с мусором отвечают региональные операторы, на деле как были подрядчики и субподрядчики, так они и остаются. Только теперь их нанимают операторы, а не управляющие компании. При этом операторами, вероятно, становятся компании, аффилированные с местными администрациями, что не способствует борьбе с коррупцией.

Кроме того, задача по формированию тарифа оплаты коммунальной услуги передана региональным властям, и он может рассчитываться исходя из количества как квадратных метров, так и проживающих в помещении граждан. Потому тарифы могут различаться: в одном регионе он может быть выше, в соседнем – ниже. И это вызывает некоторую напряженность.

Казалось бы, логичными шагами в ходе реализации реформы были бы строительство заводов, оборудование дворов специальными контейнерами, доведение до населения информации о раздельном сборе отходов и о том, для чего устанавливаются высокие цены на услугу по обращению с мусором. Однако такие меры не принимаются.

Главной проблемой реформы является то, что гражданам придется платить больше. При этом положительные результаты пока не видны. В некоторых регионах о реформе узнают только из квитанций. Увеличение платы за вывоз мусора будет следующим1:

  • Нижегородская область – почти в 17 раз;
  • Ингушетия – в 18 раз;
  • Астраханская область – в 10 раз;
  • Воронежский регион – в 5 раз;
  • Пермский край – в 7 раз.

Изменение системы обращения с отходами однозначно необходимо, так как сейчас она рождает серьезные экологические проблемы, угрожает пожарной безопасности и в целом безопасности жизнедеятельности населения.

Однако мусорная реформа в том виде, в котором она существует на текущий момент, не решает эти проблемы.

Она лишь ложится финансовым бременем на плечи собственников недвижимости и обогащает компании, которые находятся под контролем местных администраций, и при этом система обращения с мусором не меняется.

1 Шестакова Е. Мусорная реформа. Как решается проблема утилизации отходов // Финансовая газета. 2019. № 13. С. 7–9.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *